ИДИТЕ В БАНЮ!

БАНЯ — МОЕТ, ПАРИТ, ЛЕЧИТ! БАНЯ — МОЛОДОСТЬ ДАЁТ!

О дровах и паре

Вопрос о том, какие дрова лучше, в отношении бани имеет первостепенное значение. Ведь от выбора дров зависит качество пара, а значит ваше здоровье и настроение.Дрова

Для горения дровам необходим кислород из воздуха. При горении образуются такие продукты: углерод образует с кислородом углекислый газ, водяной пар образуется из водорода и кислорода.

В процессе горения за счет выделяемой энергии пар испаряется, оставляя в зольнике только  остатки несгоревших минералов в виде золы. Дрова дровам — рознь. Все они отличаются между собой и запахом (от остатков горения), и количеством выделенного тепла полученного с единицы сгоревшего топлива.

 

Виды дров и их применение

Березовые дрова легко разгораются и ровно горят, но при неправильной подаче воздуха на стенках дымохода может оседать деготь, который требует регулярной очистки. Зато помещения, протопленные березовыми дровами, имеет непередаваемый аромат, да и воздух березовые дрова дезинфицируют (очень полезное свойство во время гриппа или ОРВИ).

Царскими дровами называли ольховые дрова – они отличаются от других дров красноватым цветом, который появляется через несколько дней. Это топливо горит жарко и практически бездымно, распространяя характерный аромат, сохраняющийся и после трех лет хранения.  Используют ольху для копчения продуктов  — она придает им приятный аромат и вид. Еще ольховыми дровами рекомендуют протапливать печи/камины, которые обычно топят березой – копоть «растворяется» и отпадает необходимость в чистке дымохода.

Дубовые дрова могут храниться в поленницах  длительное время без ущерба их свойствам. Они горят ровно и долго, почти не дымят. Заготавливают их поздней весной, сушат на протяжении всего лета, а затем складывают в хорошо проветриваемом помещении или под навесом. Именно дубовые дрова предпочитают при приготовлении шашлыков или других продуктов на мангале/гриле.

К недостаткам дубовых бревен можно отнести их высокую твердость: их сложно колоть, но они хорошо горят даже влажными. Тяжело колется древесина бука, тиса и граба. Их трудно разжечь, но горят они долго и ровно.

Хвойные породы легко колоть и пилить, но они сгорают быстро, к тому же выделяют большое количество смолистых веществ, которые загрязняют дымоход. К тому же при горении они «стреляют» и выбрасывают искры – оставлять без присмотра камин или печь, которую топят сосновыми или еловыми дровами опасно.

Про баню с Колей

Любой мужчина мечтает напиться, сесть не в тот самолёт и чтоб наутро Барбара Брыльска гладила его пальцем по щеке.
И ещё мне сказали: будет ужин, всё домашнее, поросёнок с яблоком во рту, огурчики, пирожки с черникой. Поэтому я пошёл в баню. В парной

Баня маленькая, двухместная, мне выпало мыться с Колей. Гости смотрели нам вслед с пониманием. Все были в курсе, Коля родился и вырос в мартеновской печи. При виде тазиков он дуреет. В нём просыпается огненный монстр, демон веника и пара. А я ж не знал. Я шёл просто мыться и говорить о женской вредности. Он надел шапку, перчатки. По глазам было видно, надел бы и валенки, не было. Сказал, надо поддать. Поддавал, пока не взорвался градусник.
— Ну вот, теперь хорошо, — обрадовался Коля.

Меж тем, в парилке настало ядерное лето, всё вокруг сделалось лиловым и малиновым как на Венере в середине августа. На всякий случай я показал Коле жестами, какой я несчастный. Как бы намекнул что сдаюсь и готов уже перейти к пьянству, самолёту и Барбаре Брыльской.

Коля сказал, сейчас мы восстановим мне оптимизм. С трогательной заботой к моим неурядицам он взмахнул веником каким-то самурайским способом. Примерно на втором ударе из меня выбежали все микробы, в том числе полезные. Тогда же открылась разница между баней и процессом распада ядра. И ещё я понял, кого из гостей планировали подать на стол с яблоком во рту.

На третьем ударе я отрёкся от гелиоцентрической модели мира в пользу плоской земли, плывущей на черепахе. Всё, говорю, Коля, никто нигде уже не вертится, только не надо больше вот этого. В ответ Коля показал как делают «припарки». Ну, которые мёртвым ни к чему. Конечно, ни к чему. Кому ж надо чтоб мёртвые бегали по бане, жалуясь на ожоги.

Потом, когда я всё-таки выжил и ел пирожки с черникой, складывая их в столбики по три, и все гости казались мне одной сплошной Барбарой Брыльской, Коля рассказал Очень Короткую Историю.

— Однажды я мылся со сталеварами. Думал, сдохну. Было очень жарко, ужасно. Этих мужиков в деревне называли «сталевары». Они вообще беспредельщики. Один выбежал с тазиком под дождь, его ударила молния, он ничего, дальше мыться пошёл.

Так сказал Коля и тревожно посмотрел на закат.

Валентин Перцев

Банник и банные духи

Банник, банная нечисть, банные лешие, банный хозяин, жихарь, шишок.
В женском обличье: байниха, банница, обдериха

Дух особый, живущий в бане, ее «хозяин». Как и домовой, привязан к конкретному месту и семье. Банник любит тепло, обитает поэтому под полком или за печью, оттуда часто слышится шум, вой, хохот и даже стоны. Как правило, невидим, но может, будто оборотень, показываться в различном обличье, к примеру, кошки, лягушки, маленькой собачки или белого зайчика, а захочет, и веником представится. Если же увидеть его в человеческом образе, то это страшный лохматый мужик, с очень длинными волосами, железными когтями.

Банный хозяин — дух недобрый, опасный. Неугодных ему запаривает, замучивает до смерти. Во многих областях и губерниях после третьего пара мыться уже не ходят, оставляют для мытья баннику вместе с водой и веником. Считается также, что нельзя мыться после захода солнца или поздно ночью. При входе в баню приговаривают: «Крещеный на полок, некрещеный с полка!»- а уходя благодарят: «Спасибо тебе, байнушко, на парной баенке». Чтобы умилостивить его, в новую баню всегда несли хлеб-соль и оставляли на полке. Коли была нужда переночевать в бане, спрашивали разрешения у банного хозяина. Если пустит, то значит, можно спать спокойно, он никому в обиду не даст, будет охранять от чужой нечисти.

Баня являлась излюбленным местом гадания. По поверью, девушки могли увидеть своего суженого, если садились перед каменкой и смотрели в зеркало. Можно было узнать и каков будет будущий муж. «…Девушки… отправляются в полночь в баню, завернув подол на голову, обнажают ягодицы, пятясь, входят в баню и приговаривают: «Мужик богатый, ударь по ж… рукой мохнатой!» Если к телу прикоснется волосатая рука, жених будет богатым, если безволосая и жесткая, он будет бедным и лютым, если мягкая, у него будет мягкий характер».

Но любое гадание почиталось делом опасным, потому что банный хозяин мог погубить неосторожного гадающего.

Сама по себе баня считается местом нечистым, человек здесь очищается, смывает не только грязь, но и болезни, грехи. На банищах поэтому никогда ничего не строили. Банник, недовольный местом, где стоит баня, может наслать на людей недуги, которые тотчас проходят, если баню перенесли в другое место. Видеть банника или слышать его всегда было к несчастью. Козни его, зачастую немотивированные, всегда злы, а любое несчастье, произошедшее с человеком в бане, считалось его проделками.

Не случайно поэтому, как бы в противовес баннику, существует вера в банную матушку (бабушку).

Это добрый дух, обитающий в бане, лечащий от всех болезней и покровительствующий слабым и больным, а также роженицам и младенцам. Роды в крестьянских семьях происходили обычно в бане, где мать с новорожденным оставалась еще некоторое время. Тут же их омывали и даже парили. Омовение сопровождалось различными магическими действиями и обращениями к доброй банной матушке, которые должны были обезопасить роженицу с ребенком от всего недоброго.

 К доброму духу бани-целительницы призывали и тогда, когда надо было «смыть», излечить хвори. В крестьянском быту невозможно было найти лучшего лекарства от «болезней горячечных, простудных и воспалительных», чем баня с хорошим паром. Лечебные ее свойства известны с давних пор и до сего времени остаются весьма популярными.

Какие бывают прессы

Моются в бане качек (до одурения накаченный парень) и старый дедок (у которого из зада что-то сыпется). Дедок все смотрит на качка, а затем, не вытерпев, спрашивает у него:
— Сынок, что это у тебя за шишки на животе???
— Пресс, старая развалина.
— А зачем он тебе???
— Ну, прикинь, выходишь ты на пляж, раздеваешься, напрягаешь пресс, и все девки западают на тебя.
— Нет, сынок это шишки.
После бани выходит качек и видит стоит Мерседес-600 в котором сидит тот дедок, а вокруг него толпа девок у которых «Ноги из ушей».
Подзывает дедок качка, достает очень большую пачку баксов и говорит:
— Вот это сынок пресс, а у тебя шишки их лечить надо!!!

Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах

Своего рода пролог, в котором автор рассказывает, почему и как была написана эта книга

— В баню? Зачем? У нас дома прекрасная ванна.

Такие слова можно услышать довольно часто. Признаюсь, и я был в числе тех, кто полагал, что достаточно помыться в домашней ванне и вовсе не обязательно ходить за этим куда-то «за тридевять земель».

К жаркой парной бане со всеми ее прелестями приобщили меня мои друзья-спортсмены, большие энтузиасты и тонкие знатоки «операции березовый лист», такие, как Владимир Ковалев, тогда молодой гандбольный тренер, ныне наставник нашей национальной сборной.

Как-то незаметно и я стал приверженцем щедрого жара. Баня, когда ее начинаешь регулярно посещать, постепенно открывает тебе свои неоспоримые достоинства и благости. Нехитрая на первый взгляд процедура, а с какой превеликой благодарностью начинаешь к ней относиться, когда, что называется, войдешь во вкус!

…Люди хотят быть здоровыми. Мечтают о долгой жизни. С древнейших времен. Наверное, с той поры, когда человек появился на земле. Когда-то в поисках здоровья искали всевозможные чудодейственные эликсиры. Помнится, в одной из старых книг я прочитал описание любопытнейшего путешествия. Это было в царствование древнекитайского императора Ши Ханг-ти. Один из советников уверил всемогущего владыку, что на востоке от Китая есть счастливые острова. Там живут гении. Эти гении охотно дают пришельцам эликсир бессмертия. Ши Ханг-ти снарядил на остров морскую экспедицию. Но, разумеется, экспедиция вернулась ни с чем. Китайский деспот казнил советника.

А в наши дни? Будем откровенны: зачастую, испытывая недомогание, мы тратим уйму времени и усилий в поисках редких, дефицитных лекарств. Подай что-нибудь сверхординарное, чудодейственное. А к простому, доступному, находящемуся всегда под рукой относимся без должного уважения. Скажем, к воде. Простой природной воде, о могучих лекарственных свойствах которой писал еще отец медицины Гиппократ.

Нелепо было бы ополчаться на фармакологию — полезнейшую науку о лекарствах. Старые и новейшие аптечные препараты поистине творят чудеса, эффективно помогая бороться с опаснейшими болезнями.

Но следует ли чрезмерно увлекаться лекарствами?

Я с удовольствием прочитал в «Известиях» весьма примечательную и вызвавшую многочисленные отклики статью профессора С. Олейника, ответившего на этот вопрос. Чрезмерно уповать на лекарства в противовес самому важному — укреплению защитных сил самого человеческого организма, благодаря которым большинство людей остаются здоровыми, не следует.

Да, те, кто пренебрегает чистым воздухом, благодатным воздействием солнца и воды, закаливанием, физической культурой в ее широчайшем смысле, смысле, чрезмерно уповая на различные пилюли, зачастую наносят себе непоправимый вред. Доказано, например, что увлечение антибиотиками нередко приводит к тому, что уничтожаются не только вредные бактерии, но и полезные, которые постоянно находятся в нашем организме и поддерживают его защиту.

Кстати сказать, тому, кто дружит с физической культурой, кто закален и, естественно, редко прибегает к медикаментам, лекарства помогают гораздо эффективнее — активно срабатывают защитные силы!

В Челябинске мне рассказали, что затраты на различные гигиенические оздоровительные меропрития, в том числе и на физическую культуру и спорт, дали больший производственный эффект, нежели затраты на новую технику. Так, в знаменитом Коркинском разрезе, одном из крупнейших в мире, энергичнейшая борьба за улучшение гигиенических условий, за внедрение физической культуры сохранила более 16 тысяч рабочих дней! Жизнь без гриппа! Благодаря этому было добыто дополнительно 150 тысяч тонн угля.

Как тут не вспомнить вещих слов великого русского хирурга Н. И. Пирогова, который говорил, что больше всего верит в гигиену и что будущее принадлежит медицине предупредительной. «Фунт предупреждения, — подчеркивал замечательный медик, — стоит пуда лечения».

Когда обращаешься к величайшим мыслителям человечества от Сократа, Аристотеля и Платона, — неизменно находишь у них высказывания о том, что человек прежде всего должен черпать силы у природы. Природа наделила каждого из нас поистине удивительным запасом прочности, но этот запас надо постоянно пополнять. И самый живительный, неиссякаемый источник для этого сама природа. «Вернитесь к природе!» призывал Жан-Жак Руссо.

Такие же незыблемые традиции заложены и у нашего отечественного здравоохранения.

Выдающийся русский клиницист начала XIX века, основоположник нашей терапевтической школы и гигиены М. Я. Мудров считал, что «вся природа должна быть аптекой». И еще он напутствовал, что для врача «честно и полезно взять в свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней, нежели их лечить».

Человеческий организм несет в себе громаднейший запас сил и энергии, но, к сожалению, лишь незначительная часть этих сил и задатков, осуществляется, утилизируется и надо «разбудить» эти силы. Об этом мы читаем у другого выдающегося русского ученого — Н. Е. Введенского.

Всячески укреплять бастионы человеческого организма. Мобилизовать его природные защитные силы. А мы подчас, наоборот, ослабляем их. Рубим, как говорится, сук, на котором сидим. Малоподвижный образ жизни — злополучная гиподинамия, которая уже стала притчей во языцех, — резко ослабляет обменные процессы. Снижается потребление кислорода. Чуть что — в аптеку. Человек начинает вянуть. Его подавляет усталость. Подкрадываются коварные недруги (то бишь недуги) в виде различных болезней.

Нам дана жизнь, дана, как говорил Максим Горький, с непременным условием храбро ее защищать, а ради этого, ради здоровья и долголетия, ради великолепного счастья жить на земле, стоит потрудиться. Нельзя перекладывать заботу о своем здоровье целиком на плечи медицины. Человечество давно уже познало поистине великие возможности трех природных лекарей — солнца, воздуха и воды. Они, как и физическая культура и спорт, дарящие здоровье, дарящие здоровье, в неограниченном распоряжении каждого из нас.

Вода, всевозможные водные процедуры — они творят чудеса, помогают закалиться. А тот, кто закален, способен дать самый решительный бой любой болезни.

Простая русская баня! Во время «глобальных» пандемий гриппа, когда люди стараются не дышать друг на друга, а провизоры в аптеках надевают защитные марлевые повязки, я неизменно встречал на горячем полке всех своих друзей. В добром здравии. Веселыми и жизнерадостными. О гриппе они и не вспоминают. Такими им помогла стать баня с ее нехитрой, но разумнейшей, священной тысячелетними традициями системой закаливания.

Алексей Васильевич Галицкий