ИДИТЕ В БАНЮ!

БАНЯ — МОЕТ, ПАРИТ, ЛЕЧИТ! БАНЯ — МОЛОДОСТЬ ДАЁТ!

М.М. ЗОЩЕНКО «БАНЯ»

Говорят, граждане, в Америке бани отличные.

Туда, например, гражданин придёт, скинет бельё в особый ящик и пойдёт себе мыться. Беспокоиться даже не будет — мол, кража или пропажа, номерка даже не возьмёт.

Ну, может, иной беспокойный американец и скажет банщику:

— Гуд бай,— дескать,— присмотри.

Только и всего.

Помоется этот американец, назад придёт, а ему чистое бельё подают — стираное и глаженое. Портянки небось белее снега. Подштанники зашиты, залатаны. Житьишко!

А у нас бани тоже ничего. Но хуже. Хотя тоже мыться можно.

У нас только с номерками беда. Прошлую субботу я пошёл в баню (не ехать же, думаю, в Америку),— дают два номерка. Один за бельё, другой за пальто с шапкой.

А голому человеку куда номерки деть? Прямо сказать — некуда. Карманов нету. Кругом — живот да ноги. Грех один с номерками. К бороде не привяжешь.

Ну, привязал я к ногам по номерку, чтоб не враз потерять. Вошёл в баню.

Номерки теперича по ногам хлопают. Ходить скучно. А ходить надо. Потому шайку надо. Без шайки какое же мытьё? Грех один.

Ищу шайку. Гляжу, один гражданин в трёх шайках моется. В одной стоит, в другой башку мылит, а третью левой рукой придерживает, чтоб не спёрли.

Потянул я третью шайку, хотел, между прочим, её себе взять, а гражданин не выпущает.

— Ты что ж это,— говорит,— чужие шайки воруешь? Как ляпну,— говорит,— тебе шайкой между глаз — не зарадуешься.

Я говорю:

— Не царский,— говорю,— режим шайками ляпать. Эгоизм,— говорю,— какой. Надо же,— говорю,— и другим помыться. Не в театре,— говорю.

А он задом повернулся и моется.

«Не стоять же,— думаю,— над его душой. Теперича,— думаю,— он нарочно три дня будет мыться».

Пошёл дальше.

Через час гляжу, какой-то дядя зазевался, выпустил из рук шайку. За мылом нагнулся или замечтался — не знаю. А только тую шайку я взял себе.

Теперича и шайка есть, а сесть негде. А стоя мыться — какое же мытьё? Грех один.

Хорошо. Стою стоя, держу шайку в руке, моюсь.

А кругом-то, батюшки-светы, стирка самосильно идёт. Один штаны моет, другой подштанники трёт, третий ещё что-то крутит. Только, скажем, вымылся — опять грязный. Брызжут, дьяволы. И шум такой стоит от стирки — мыться неохота. Не слышишь, куда мыло трёшь. Грех один.

«Ну их,— думаю,— в болото. Дома домоюсь».

Иду в предбанник. Выдают на номер бельё. Гляжу — всё моё, штаны не мои.

— Граждане,— говорю.— На моих тут дырка была. А на этих эвон где.

А банщик говорит:

— Мы,— говорит,— за дырками не приставлены. Не в театре,— говорит.

Хорошо. Надеваю эти штаны, иду за пальто. Пальто не выдают — номерок требуют. А номерок на ноге забытый. Раздеваться надо. Снял штаны, ищу номерок — нету номерка. Верёвка тут, на ноге, а бумажки нет. Смылась бумажка.

Подаю банщику верёвку — не хочет.

— По верёвке,— говорит,— не выдаю. Это,— говорит,— каждый гражданин настрижёт верёвок — польт не напасёшься. Обожди,— говорит,— когда публика разойдётся — выдам, какое останется.

Я говорю:

— Братишечка, а вдруг да дрянь останется? Не в театре же,— говорю. Выдай,— говорю,— по приметам. Один,— говорю,— карман рваный, другого нету. Что касаемо пуговиц, то,— говорю,— верхняя есть, нижних же не предвидится.

Всё-таки выдал. И верёвки не взял.

Оделся я, вышел на улицу. Вдруг вспомнил: мыло забыл.

Вернулся снова. В пальто не впущают.

— Раздевайтесь,— говорят.

Я говорю:

— Я, граждане, не могу в третий раз раздеваться. Не в театре,— говорю. Выдайте тогда хоть стоимость мыла.

Не дают.

Не дают — не надо. Пошёл без мыла.

Конечно, читатель может полюбопытствовать: какая, дескать, это баня? Где она? Адрес?

Какая баня? Обыкновенная. Которая в гривенник.

 

1924

Остудите свой пыл! Когда баня не лечит, а калечит?

О пользе бани знают все. Но полезна она не всем и не всегда. И речь идет не только о медицинских противопоказаниях, но и о допускаемых ошибках, многие из которых являются настолько распространенными, что уже прописались чуть ли не в правилах. Поговорим о том, чего не нужно делать в бане и когда ее посещение нежелательно. Термический стресс

 

Термический, или тепловой, стресс — понятие научное. У каждого живого организма (и в первую очередь у человека) существует определенная область теплового комфорта, запрограммированного индивидуальной природой и средой обитания. Он заключается в том, что тело  не прикладывает никаких дополнительных усилий для собственного обогрева или, наоборот, охлаждения. При грубом нарушении условий теплового комфорта (в случае бани — резком увеличении температуры и влажности) запускается множество внутренних механизмов, которые призваны ограничить негативное воздействие. Говоря более простым языком, в парилке наше тело получает сильный стресс и делает все возможное, чтобы смягчить его последствия.

 

Нагрев тела обеспечивает положительный эффект только до тех пор, пока оно адекватно приспосабливается к этим изменениям. Усиливается кровоток, расширяются капилляры, идет интенсивное потоотделение, а значит, выводятся ненужные продукты жизнедеятельности. При этом внутренний комфорт сохраняется благодаря активно работающим защитным механизмам. Но как только адаптация переходит границы теплового стресса, резервы организма истощаются, и он перестает справляться с этой задачей. Увеличивается вязкость крови,  сосуды сжимаются в спазме, нарушается теплообмен, и дело доходит до резкого перегрева организма. Что происходит дальше — очень индивидуально, но точно не будет ничего хорошего и полезного. Либо наступает острое состояние, требующее неотложной помощи, либо имеет место внутренний сбой, который некоторое время может не давать о себе знать и «выстрелит» позже. Если есть хронические заболевания или некие пограничные риски, может начаться их дальнейшее развитие по негативному сценарию. Из парилки — в прорубь Непередаваемые ощущения, не правда ли? А теперь представьте себе все вышеописанные механизмы и их дальнейшее развитие в свете такой перспективы. Только что организм изо всех сил работал на отведение избыточного тепла, и вот его окунают в ледяную воду. Изнутри не перегреться, снаружи не замерзнуть — это сильнейший стресс, который далеко не для каждого пройдет бесследно

Банная контрацепция Если природа вынесла мужские половые железы наружу, то сделала это точно не для красоты. Температура мошонки обычно на 3-4 градуса ниже общей температуры тела человека. Именно этот фактор обеспечивает нормальную работу семенников и качественную выработку сперматозоидов. Они не переносят высоких температур и при нагреве быстро погибают. Те, кто думает, что это процесс «одноразовый», сильно ошибаются. Репродуктивная функция нарушается не только одномоментно — она страдает в долгосрочной перспективе. При этом восстановление ее происходит очень медленно. Поэтому тем, кто пока не обзавелся наследником, но еще собирается это сделать, часто ходить в парилку нежелательно. По поводу влияния перегрева на репродуктивную функцию женщин единого мнения  на данный момент не существует. Но было бы разумно все же воздержаться от активных банных процедур тем, страдает бесплодием и проходит курс лечения в этом направлении. Хамам и сауна в одном флаконе Разные виды бань различаются не только национальной принадлежностью, хотя климат «страны-производителя» играет, безусловно, далеко не последнюю роль.  Странно было бы видеть в жаркой Турции сауну, нагреваемую выше 100С, как и в холодной Финляндии — влажную, но не жаркую турецкую баню хамам. На этих двух контрастных примерах несложно увидеть прямую зависимость между режимами температуры и влаги. Чем выше одно, тем ниже другое, и наоборот. Либо жарко и сухо, либо тепло и влажно. И только русский человек хочет всего и сразу. Сначала нагревает воздух в парилке до пограничных температур, а потом от души льет воду на каменку. Такая баня из полезной процедуры превращается в экстремальный спорт. Правильная русская баня — это золотая середина. И здесь всегда должен соблюдаться непреложный закон: чем сильнее нагрет воздух, тем он должен быть суше. Только в этом случае от бани будет польза, а тело получит радость, а не стресс.

Не откроем Америки, если скажем, что беременным женщинам, грудным детям, пожилым людям и тем, кто страдает сердечными нарушениями и целым рядом других серьезных недугов, баня в полном объеме ее процедур может быть противопоказана вовсе. В некоторых случаях она допустима, но с большими ограничениями. Нельзя ходить в сауну тем, у кого обнаружены любые опухоли или есть подозрения на них. Нет смысла перечислять все противопоказания. При наличии любых заболеваний каждый должен сам поинтересоваться у своего лечащего врача, можно ли ему ходить в баню, как часто и с какими ограничениями. Если берете с собой детей, учитывайте, что до трех лет терморегуляция организма далеко не совершенна.

 

Источник: http://ladyspecial.ru/

 

Бани мира. Турецкий хаммам — тепло и влажно

Среди культурных традиций разных стран далеко не последнее место занимает посещение бани. Что любопытно, при этом появились эти заведения, по свидетельствам историков, в разных концах света практически одновременно. Каждая национальная парилка отражает самобытность, характер и культуру своего народа. Не в последнюю очередь влияет на их характер и обустройство и местный климат. Как же парятся в разных уголках мира?

Баня турецкая

Хаммам (хамам) — это воплощение роскоши в мраморе. Центром его является вместительный зал, обычно круглой формы, отделанный мраморными плитами разноцветных замысловатых восточных узоров. В центре устанавливается большой подиум, а по периметру — краны с водой, скамьи и каменные чаши с ковшами, выполняющие роль более привычных для русского человека тазиков. Турецкий хаммам — прямой наследник знаменитых римских терм и самая холодная баня в мире. Но ее относительно низкая (не выше 60⁰С) температура компенсируется очень высокой влажностью, доходящей до 100 %. Находиться в такой бане очень комфортно, париться здесь могут даже те, кто не переносит высоких температур или имеет к ним противопоказания. Классический хаммам имеет несколько залов с нарастающим температурным режимом, которые посетитель проходит поочередно. Горячий воздух подается под мраморный пол и подиум, которые нагревают все помещение. Обязательной процедурой является пенный массаж, который делается специальной жесткой рукавичкой «кессе». При этом «тереть спинку» вам будет не товарищ по бане, а профессиональный банщик — обязательная фигура в заведении этого банного типа. И спинкой здесь дело не ограничится! Растирается все тело, прорабатываются все мышцы и суставы. В руках опытного профессионального банщика можно забыть не только о ревматических и мышечных болях, но и том, на каком свете ты находишься. Из такого хаммама даже старенькие выходят «как новенькие».