ИДИТЕ В БАНЮ!

БАНЯ — МОЕТ, ПАРИТ, ЛЕЧИТ! БАНЯ — МОЛОДОСТЬ ДАЁТ!

Баня

Говорят, граждане, в Америке бани отличные.

Туда, например, гражданин придёт, скинет бельё в особый ящик и пойдёт себе мыться. Беспокоиться даже не будет — мол, кража или пропажа, номерка даже не возьмёт.

Ну, может, иной беспокойный американец и скажет банщику:

— Гуд бай,— дескать,— присмотри.

Только и всего.

Помоется этот американец, назад придёт, а ему чистое бельё подают — стираное и глаженое. Портянки небось белее снега. Подштанники зашиты, залатаны. Житьишко!

А у нас бани тоже ничего. Но хуже. Хотя тоже мыться можно.

У нас только с номерками беда. Прошлую субботу я пошёл в баню (не ехать же, думаю, в Америку),— дают два номерка. Один за бельё, другой за пальто с шапкой.

А голому человеку куда номерки деть? Прямо сказать — некуда. Карманов нету. Кругом — живот да ноги. Грех один с номерками. К бороде не привяжешь.

Ну, привязал я к ногам по номерку, чтоб не враз потерять. Вошёл в баню.

Номерки теперича по ногам хлопают. Ходить скучно. А ходить надо. Потому шайку надо. Без шайки какое же мытьё? Грех один.

Ищу шайку. Гляжу, один гражданин в трёх шайках моется. В одной стоит, в другой башку мылит, а третью левой рукой придерживает, чтоб не спёрли.

Потянул я третью шайку, хотел, между прочим, её себе взять, а гражданин не выпущает.

— Ты что ж это,— говорит,— чужие шайки воруешь? Как ляпну,— говорит,— тебе шайкой между глаз — не зарадуешься.

Я говорю:

— Не царский,— говорю,— режим шайками ляпать. Эгоизм,— говорю,— какой. Надо же,— говорю,— и другим помыться. Не в театре,— говорю.

А он задом повернулся и моется.

«Не стоять же,— думаю,— над его душой. Теперича,— думаю,— он нарочно три дня будет мыться».

Пошёл дальше.

Через час гляжу, какой-то дядя зазевался, выпустил из рук шайку. За мылом нагнулся или замечтался — не знаю. А только тую шайку я взял себе.

Теперича и шайка есть, а сесть негде. А стоя мыться — какое же мытьё? Грех один.

Хорошо. Стою стоя, держу шайку в руке, моюсь.

А кругом-то, батюшки-светы, стирка самосильно идёт. Один штаны моет, другой подштанники трёт, третий ещё что-то крутит. Только, скажем, вымылся — опять грязный. Брызжут, дьяволы. И шум такой стоит от стирки — мыться неохота. Не слышишь, куда мыло трёшь. Грех один.

«Ну их,— думаю,— в болото. Дома домоюсь».

Иду в предбанник. Выдают на номер бельё. Гляжу — всё моё, штаны не мои.

— Граждане,— говорю.— На моих тут дырка была. А на этих эвон где.

А банщик говорит:

— Мы,— говорит,— за дырками не приставлены. Не в театре,— говорит.

Хорошо. Надеваю эти штаны, иду за пальто. Пальто не выдают — номерок требуют. А номерок на ноге забытый. Раздеваться надо. Снял штаны, ищу номерок — нету номерка. Верёвка тут, на ноге, а бумажки нет. Смылась бумажка.

Подаю банщику верёвку — не хочет.

— По верёвке,— говорит,— не выдаю. Это,— говорит,— каждый гражданин настрижёт верёвок — польт не напасёшься. Обожди,— говорит,— когда публика разойдётся — выдам, какое останется.

Я говорю:

— Братишечка, а вдруг да дрянь останется? Не в театре же,— говорю. Выдай,— говорю,— по приметам. Один,— говорю,— карман рваный, другого нету. Что касаемо пуговиц, то,— говорю,— верхняя есть, нижних же не предвидится.

Всё-таки выдал. И верёвки не взял.

Оделся я, вышел на улицу. Вдруг вспомнил: мыло забыл.

Вернулся снова. В пальто не впущают.

— Раздевайтесь,— говорят.

Я говорю:

— Я, граждане, не могу в третий раз раздеваться. Не в театре,— говорю. Выдайте тогда хоть стоимость мыла.

Не дают.

Не дают — не надо. Пошёл без мыла.

Конечно, читатель может полюбопытствовать: какая, дескать, это баня? Где она? Адрес?

Какая баня? Обыкновенная. Которая в гривенник.

Михаил Зощенко

Травяные лечебно-витаминные чаи

Русская баня вызывает усиленное потоотделение организма.

Это нормальный физиологический процесс, реакция вашего организма на высокую температуру. Ведь испарение пота с поверхности кожи выполняет важную роль, предохраняя тело в парной от перегрева. Пот выводит также из организма различные шлаки, продукты распада, оздоровляя его.

Человеческий организм состоит на 70% из воды, и пребывание в парной приводит к уменьшению ее в нем, при этом возникает чувство жажды, организм требует восполнить потерю воды.

Как правильно утолить жажду, восстановить жидкостный баланс организма?

Прежде всего, не следует пить в бане холодную воду или другой напиток, так как уже через небольшой промежуток времени снова появится чувство жажды.

Лучшим напитком в бане и после нее является хорошо заваренный свежий чай, желательно зеленый, или травяной витаминный напиток. Чай или другие напитки пить надо в предбаннике во время отдыха из самовара или термоса. Дома чай пьют после русской бани обязательно из самовара по всем правилам русского чаепития: с медом, вареньем, с баранками и ватрушками.

В бане в течение всего времени пребывания там (1,5—2 часа) можно пить небольшими порциями 2—3 стакана чая или другого напитка. В чай полезно для аромата добавить листья мяты, черной смородины, малины, земляники. Если у вас простуда, то в бане и дома полезно пить чай, заваренный липовым цветом и сухой малиной, — это поможет вызвать обильное потоотделение.

Важно знать, что много жидкости в бане нельзя употреблять, так как это вызывает дополнительную нагрузку на сердце и почки. Об умеренном утолении жажды в бане и после нее обязательно должны помнить пожилые люди. Для них также нежелательно употребление крепкого чая, кофе, не говоря уже о таких напитках, как пиво и другая алкогольная продукция.

Если жажда все еще будет вас мучить после бани, то необходимо через 2 часа выпить еще стакан чая с лимоном.

После банной процедуры очень полезно утолять жажду настоем плодов шиповника, барбариса, боярышника, овощным или фруктовым соком. Травяные чаи — это настоящий кладезь витаминов, микроэлементов, различных биологически активных веществ, благотворно влияющих и оздоровляющих ваш организм.

 

Лекарственные свойства растений были известны людям очень давно, наверное, даже обитатели пещер уже пользовались целебными травами для лечения различных недомоганий. Дошедшие до нас лечебные трактаты древних врачевателей дают уже конкретные рецепты и способы применения целебных растений на базе практического опыта многих тысячелетий. Таким образом, народные знахари-целители передавали из поколения в поколение крупицы сведений о целебных свойствах той или иной травы, создавая прочный фундамент той природной “зеленой аптеки”, которой мы пользуемся и в настоящее время.

Лекарственные вещества, выделяемые из целебных растений в чистом виде, используются сейчас в качестве порошков, таблеток, настоев, отваров или настоек. Многие современные синтезированные лекарства не могут сравниться по своему лечебному эффекту с теми лекарствами, которые получены из трав и растений, не говоря уже о побочных явлениях, вызываемых химическими лекарствами.

 

СИБИРСКАЯ БАНЯ

Есть два типа сибирской бани: с топкой “по-черному” — более простой тип, в которой дым, пройдя через камни — накопители жара, собирается внутри бани под потолком и выходит наружу через отверстие в стене или потолке, и “по-белому” — над печью-каменкой выводится кирпичный свод с трубой, проходящей сквозь потолок и крышу бани. Дым, пройдя через камни печи-каменки, собирается внутри свода и, не попадая в баню, выходит наружу через трубу. Для выхода жара из каменки в баню в своде устраивают дверцу, закрытую во время топки. Размер бани — примерно 3х3 м, предбанника — 2х3 м.

Стены бани “по-черному” быстрее и сильнее прогреваются, так как жар из топки, пройдя камни, не вылетает в трубу, а растекается внутри. Поэтому надо меньше дров, топить можно начинать не с утра, а часа за два-три. В такой бане стоит приятный запах от стен, потолка и лавок — они нагреваются быстрее и сильнее. В бане “по-белому” жар устанавливается лишь тогда, когда начнут плескать на каменку воду.

В бане “по-черному” коптятся только потолок и верх стен, потому что дым собирается вверху. Полок и лавки не захватываются дымом и остаются чистыми. Перед тем как париться, закопченные стены и потолок можно обдать водой. Из “черной” бани легко сделать “белую”, оборудовав каменку сводом и вывев трубу.

Главное в сибирской бане — печь-каменка. Это печка, в которой во время топки греется вода в котле, вмазанном в каменку, и накаляются камни-булыжники. Рядом с каменкой, как можно выше, но так, чтобы можно было сидеть не согнувшись, устраивают полок шириной 1 м и до 2 м в длину. Около полка устанавливают лавку из толстой, гладко оструганной доски шириной до 70 см. Такую же лавку ставят вдоль второй стены. Здесь обычно проделывают небольшое окошко (35Х35 см). Оно должно быть с форточкой или полностью открывающимся, что необходимо при топке бани “по-черному”. Вдоль третьей стены на высоте 1,2 м от пола прибивают полку, на которую кладут белье, ставят чай или другие напитки.

Предбанник теплый. Его рубят из бревен заодно с баней, он нагревается от каменки через открытую дверь. В предбаннике тоже делают лавки, чтобы на них можно было не только раздеться, но и полежать.

В каменку вмазывают котел для горячей воды на 6—7 ведер, желательно с краном (можно железную бочку), а у стены, около двери, ставят кадушку для холодной воды на 8—10 ведер. Для стен, пола и потолка лучше применять сосну, ель, лиственницу. Древесина хвойных пород выделяет особый, приятный и свежий аромат и впитывает много тепла.

Если постройка выполнена из камня, шлакоблоков или кирпича, изнутри ее следует обшить досками. Пол настилают со щелями 3—4 мм, через которые вода протекает на бетонный или глинобитный наклонный нижний пол и стекает в трубу, отводящую воду в яму. На потолок для утепления насыпают слой керамзита, сухой земли, опавших листьев или сухого торфа.

Чтобы зимой земля под баней не промерзла, стены обваливают широкой и высокой завалиной из сухого торфа, защищенной от дождя досками, пленкой или нависающей крышей. Топить баню желательно березовыми сухими дровами, от которых меньше копоти, или осиновыми, сосновыми, дубовыми, еловыми и т. п. Нельзя бросать в топку крашеное дерево, пластмассу, толь, битум.

Когда дрова прогорят, надо тщательно перемешать угли, чтобы не осталось головешки, выгресть все из поддувала и дать бане выстояться около получаса, пока угли не начнут подергиваться налетом пепла и исчезнут голубые огоньки — признак выделяющегося угарного газа. Войдя, следует открыть дверь, плеснуть на каменку ковш воды, чтобы с паром вылетели остатки угара,— теперь можно начинать париться.

 

 

http://rusbani.narod.ru/